Казалось бы, что еще нового можно узнать о выращивании помидоров? Уже давно этот уникальный овощ, родом из горных районов Перу, прижился на наших огородах и прочно занимает второе место по популярности после картофеля. Вроде бы все мы знаем, досконально изучили агротехнику его выращивания, способы борьбы с его заболеваниями и в результате получаем неплохие урожаи на своих помидорных грядках. Так думал и я, пока в силу жизненных обстоятельств не пополнил многочисленные ряды дачников, не имеющих возможности самостоятельно выращивать рассаду томатов. По времени это совпало с моим знакомством и серьезной заинтересованностью идеями разумного природного земледелия. Прочитал десятки книг и сотни публикаций в газетах и журналах по интересующей меня теме. Хочу сказать большое спасибо редакции газеты «ЗМК» за публикацию книг Эдварда Фолкнера «Безумие пахаря» и Ивана Овсинского «Новая система земледелия». В результате учебы из землепользователя я преобразился в земледельца, а в процессе учебы узнал много нового, интересного и полезного о выращивании помидоров, в частности о безрассадной культуре.

Для засолки, консервирования и изготовления томатного сока в основном используют сорта среднего и позднего сроков созревания. Так зачем же тогда возиться с рассадой, если для этих целей можно вырастить помидоры безрассадным способом? Не буду скрывать, поначалу было страшновато. Ведь все вокруг выращивают помидоры по давно отработанной схеме: подоконник — парник — грядка. А тут приходится исключать два звена из многолетней технологической цепочки. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Самое тяжелое — это начать. Начал со сбора прозрачных ПЭТ-бутылок, у которых обрезал дно. Получились импровизированные мини-парнички, необходимые для ускорения появления всходов и защиты растений от весенних заморозков.

Далее определился с необходимым количеством сортов как по срокам созревания, так и по предназначению, подкорректировал сортимент для повышения эффективности безрассадной культуры. Все выращиваемые мной томаты условно разделил на три группы. В первую вошли сорта для раннего употребления, это приблизительно 8-10% от общего числа, 70% — предназначены для переработки и 20% — поздние и деликатесные сорта. Всего выращиваю 100-120 кустов. Это намного больше реальной потребности, зато при таком количестве я застрахован от последствий неблагоприятных погодных условий. Солнечные ожоги в 2010 году и фитофтороз прошлого года не уменьшили количество заготовленной продукции.

Для раннего употребления выращиваю скороспелый сорт Санька. Первые плоды созревают в конце июня — начале июля. Чтобы получить столь ранний урожай на севере Украины, без рассады и сооружений защищенного грунта не обойтись. Парник сделал разборный, из старых оконных рам. Каждый год устанавливаю на новом месте, чтобы не иметь проблем с почвоутомлением и накоплением инфекции. В начале лета убираю боковые стенки, а крышу оставляю до окончания сезона. Стеклянная крыша — надежная защита от фитофтороза, гарантия экологически безопасного урожая помидоров до глубокой осени.

Все остальные томаты выращиваю безрассадным способом. Для заготовок сейчас использую только низкорослые скороспелые сорта Иришка, Эфемер, Белый налив. Это сорта, не требующие подвязки и пасынкования, зато имеющие отличные вкусовые качества. Затраты сил и времени на их выращивание минимальные. Может, я в чем и не прав, но в настоящее время убежден, что не стоит мучиться с трудозатратными высокорослыми сортами ради томатного сока и других заготовок. Хотя большинство моих знакомых и соседей по-прежнему так и делают. Да и сам я недавно строил на помидорных грядках шпалеры и тратил время на подвязку, пасынкование и другие агроприемы, необходимые при выращивании индетерминантных сортов, плоды которых потом шли на переработку.

Естественно, высокорослые томаты должны присутствовать на огороде. Ведь как же обойтись без самых вкусных и ароматных плодов Черного принца или Розового гиганта? Вот уже почти 30 лет не расстаюсь с сортами своего земляка Феодосия Тарасенко, начинал их выращивать в субтропиках Абхазии. И сейчас, на своей родине, гибриды Тарасенко вместе с Де-Барао продолжают радовать своими плодами до серьезных заморозков, а зеленые, постепенно дозревая, значительно увеличивают период потребления витаминной продукции. Но не в таких количествах, как это было раньше. 20 кустов сейчас вполне хватает для этих целей.

Многие будут со мной не согласны и приведут железобетонные аргументы в защиту рассадной культуры. Да, может быть, в чем-то я с ними и согласен, например, что выращенные через рассаду томаты начнут плодоносить в более ранние сроки. Так у меня для этих целей есть парник. По поводу урожайности можно и поспорить, но я не стремлюсь получить с куста десятки килограммов плодов. Пять лет выращивая помидоры безрассадным способом, я все это время был с достаточным для моей семьи урожаем, и это притом, что сил и времени для его получения затратил во много раз меньше, чем раньше. Существенную экономию сил, времени и средств дает еще и применение в саду, на огороде, и в частности при выращивании помидоров, агротехники природного земледелия.

Помидоры, как и все овощи, растут на стационарных грядках метровой ширины, разделенных между собою дорожками шириной 40-50 см. Грядки постоянно находятся под толстым слоем органической мульчи. Она заменила мне и плуг с лопатой, и дорогостоящий навоз, и трудоемкий полив, и даже средства защиты от болезней и вредителей. Предвижу недоверчивую ухмылку на лицах отдельных читателей по поводу защиты растений. А напрасно! Приведу только один пример. Мне кажется, даже школьники знают, что медведка страшна только в период материнской заботы о своем будущем многочисленном потомстве. Ее вредоносность как раз и заключается в обеспечении беспрепятственного попадания солнечного тепла на гнездо с яйцами. Вот и валит заботливая мамаша с завидным упорством все затеняющие ее гнездо растения. Еды для медведки на моем огороде хватает, а вот голой земли для обустройства гнезда не найти. На дорожках — плотный дерн, на грядках — мульча из сена, что и вынуждает медведку искать место для гнезда на голой, вспаханной почве соседских участков.

Отказавшись от вредоносной пахоты, перед посевом рыхлил верхний слой почвы на грядках при помощи плоскореза. Сейчас благодаря беспрерывной, неустанной работе почвенных обитателей, получивших в виде органической мульчи и кров, и корм, мне нет нужды применять такой агроприем, как предпосевная обработка почвы. Мои видимые и невидимые помощники, начиная с дождевых червей и заканчивая грибами с бактериями, делают почву рыхлой и плодородной. Так что весенне-полевые работы начинаю не с подготовки почвы, а прямо с посева. Помидоры на грядках сею в середине апреля в основном своими сухими семенами. Семян при посеве не жалею. Лучше удалить потом лишние растения, чем заниматься подсадкой. Хотя и такое иногда случается.

В связи с полным отказом от применения химических средств защиты растений больше внимания уделяю агротехническим приемам, повышающим устойчивость помидоров к заболеваниям, в частности к фитофторозу. Прежде всего соблюдаю севооборот: никогда не сею помидоры на грядках, занятых в предыдущем году пасленовыми. Уже сам факт применения грядочной системы плюс использование схемы посева с расстоянием в ряду не менее 50 см для низкорослых сортов и не менее 1 м для высокорослых дают возможность моим помидорам хорошо проветриваться. Ведь ветер — главный враг фитофтороза. Еще пытаюсь соблюсти пространственную изоляцию для грядок с помидорами. Картофель и помидоры размещаю в разных концах огорода, между ними создаю кулисные ограды из кукурузы. Чтобы не создавать монокультурных посадок, чередую помидорные грядки с грядками, засеянными другими культурами.

Три раза за лето с целью профилактики опрыскиваю помидоры раствором коровяка. На одну треть заполняю ведро свежим коровяком, добавляю туда два-три стакана золы и доверху заливаю его водой. После размешивания и процеживания опрыскиваю кусты помидоров при помощи веника. Получается как в известной рекламе — два в одном: и защита от фитофтороза, и отличная некорневая подкормка. Больше никаких подкормок и поливов.

Сам по себе помидор — растение засухоустойчивое, а тут еще благодаря отсутствию пересадок его корневая система проникает на гораздо большую глубину, чем у его рассадных «собратьев». Плюс ко всему растет он у меня на некопаной, хорошо замульчированной почве. А это значит, что созданы идеальные условия для атмосферной ирригации и не разрушенные перекопкой капилляры поднимают влагу грунтовых вод до самой поверхности. Толстый слой мульчи, в свою очередь, предотвращает ее испарение.

Под мульчей всегда влажно, тепло, обеспечен беспрепятственный доступ атмосферного воздуха. Рай для почвенной живности! Живые существа активно работают без праздников и выходных, переваривая органику мульчи, превращая ее в доступные элементы питания для моих помидоров. Мне остается только вовремя добавлять корм своим помощникам, следить за толщиной слоя мульчи, которая к тому же вдобавок ко всем своим достоинствам является непреодолимым препятствием для однолетних сорняков. Благодаря мульче нет у моих помидоров конкурентов на грядке, а у меня — необходимости с ними бороться, тратить силы и время на прополки. И недаром говорят: ученье — свет! Свет, позволяющий рассмотреть нужное и полезное для каждого, получить ответы на возникшие вопросы.